Случай 26

Правило 14. Избегание касаний.
Правило 16.1. Изменение курса.
Правило 18.1. Когда применяется правило 18.

Яхта, имеющая право дороги, не должна предпринимать действия для избегания столкновения, пока не станет ясно, что другая яхта не сторонится. Однако если яхта, имеющая право дороги, могла бы затем избежать столкновения, но столкновение произошло и нанесло ущерб, то она должна быть наказана по правилу 14.

Установленные факты

Солинг S, на правом галсе, и швертбот Р класса «505», на левом галсе, находясь в разных гонках, приближались к одному и тому же знаку.

Яхта S должна была огибать знак правым бортом и готовилась к огибанию. Швертбот Р не знал этого и, готовясь к огибанию знака левым бортом, приводился и спускал спинакер.

Швертбот Р не слышал окликов и не замечал S до момента, показанного на рисунке, когда шкотовый Р увидел S. Он закричал и отскочил в сторону, и тотчас же нос S ударил в корпус Р позади мачты, нанеся повреждения.

Швертбот Р подал протест на S по правилу 14, заявляя, что яхта S могла избежать столкновения. S и два свидетеля подтвердили, что S перед столкновением не изменяла курс. Яхта S подала протест по правилу 10, где утверждала, что если бы она изменила курс, то нарушила бы правило 16.1.

Протестовый комитет дисквалифицировал Р по правилам 10 и 14. Швертбот Р подал апелляцию.

Решение

Швертбот Р, обязанный сторониться, не наблюдал за происходящим вокруг и не выполнил свою первейшую обязанность - сторониться и избегать касаний. Он правильно дисквалифицирован по правилам 10 и 14. Основная цель правил Части 2 - исключить касания между яхтами. Всем яхтам, имеют они право на дорогу или нет, следует все время наблюдать за происходящим вокруг.

Правило 18 не применимо, поскольку S и Р не были обязаны пройти знак с одной и той же стороны (см. правило 18.1). Когда стало ясно, что Р не сторонится, яхта S была обязана по правилу 14 избегать касания с Р (см. правило 14(a)). До положения, изображенного на рисунке, стало ясно, что яхты находятся на сходящихся курсах и что Р не сторонится. В это время яхта S могла бы привестись и избежать Р. Такое изменение курса S дало бы Р больше места, чтобы сторониться, и не нарушало бы правило 16.1.В результате столкновения нанесены повреждения. Следовательно, S нарушила правило 14, и должна быть за это дисквалифицирована (см. правило 14(b)).

RYA, 1971