Случай 60

Правило 16.1. Изменение курса.
Правило 18.1(c). Место у знака. Когда применяется правило 18.
Определение «Сторониться».
Определение «Место».


Если яхта, имеющая право дороги, изменяет свой курс таким образом, что сторонящаяся яхта, несмотря на немедленно предпринятые действия, не может сторониться, то яхта, имеющая право дороги, нарушает правило 16.1

Установленные факты

После того, как яхта А обогнула наветренный знак правым бортом впереди яхты В и затем сделала поворот фордевинд на правый галс, она решила по тактическим соображениям идти не прямо курсом на следующий знак, а выше него, в галфвинд. Для этого после поворота фордевинд она резко привелась и оказалась нос к носу с яхтой В, лавирующей против ветра на левом галсе. Между яхтами в этот момент было расстояние чуть больше длины корпуса. Яхта В немедленно увалила, насколько могла, чтобы избежать столкновения, но ее действий оказалось недостаточно. Однако А быстро привелась еще, и яхты разошлись на очень близком расстоянии, касания не было.

Протестовый комитет удовлетворил протест А по правилу 10. Яхта В подала апелляцию, утверждая, что А нарушила правило 16.1, не предоставив В место, чтобы сторониться.

Решение

Апелляцию В удовлетворить и восстановить ее результат. Дисквалифицировать яхту А.
Тактические намерения не освобождают яхту от обязанности соблюдать правила. Яхта А была свободна в выборе курса к подветренному знаку, но не имела права приводиться на пути В, находясь от нее так близко, что та не могла сторониться. Несмотря на сколько возможно быстрое уваливание В, произошло бы столкновение с серьезными последствиями, если бы А быстро не привелась дополнительно.

Совместные действия яхт предотвратили в последний момент столкновение, но это не изменяет вывод, что в данной ситуации, когда А сделала поворот фордевинд на правый галс, получила право дороги и продолжала изменять курс, она ни в какой период времени не предоставила В «пространство, [необходимое ей] для маневрирования без задержки в соответствии с хорошей морской практикой», позволяя А «идти своим курсом без необходимости предпринимать избегающие действия».

Следовательно, А нарушила правило 16.1. Хотя обе яхты были в зоне знака, правило 18 не применялось, так как В приближалась к знаку, а А отходила от него (см. правило 18.1(c)). Значит, А не подлежит оправданию по правилу 18.5(b) за нарушение правила 16.1.

USSA, 1975