Сложнее некуда?.

Прогулка по выставке в Саутгемптоне оказалась для меня весьма занимательной. Судя по количеству эффектных новых моделей от больших и маленьких верфей, экономические неурядицы в Европе не причинили им особого вреда. Каковы же основные тенденции? Если говорить о формах и дизайне, то публике представили весьма разнообразный набор, и лишь подслеповатые старые ворчуны могут сетовать на то, что моторные яхты нынче все на одно лицо. Наши лодки неумолимо становятся все сложнее, причем значительно. Давно уже минули те дни, когда кормовые подруливающие устройства, мощные инверторы и гидравлические транцевые платформы считались элементами роскоши.

Сегодня в списках опций значатся гироскопические и гидравлические стабилизаторы, опреснители, теплый пол, сенсорные экраны, системы комплексного контроля за судном и многое другое.

Стоит ли переживать по этому поводу? Ведь в случае чего у нас есть береговая охрана и специализированные спасательные службы для более экстремальных ситуаций. Однако море не шоссе: при возникновении серьезной поломки вы не можете съехать на обочину, припарковаться и покуривать в ожидании помощи. Неисправности на воде всегда будут более опасными, чем автомобильные. Логика подсказывает: чем сложнее становятся яхты, тем больше шансов чему-то на них выйти из строя.

К счастью, я не считаю такой подход единственно верным. В общем случае дополнительный прибор не должен повышать риск поломки всей системы, если только от нее не зависит функционирование целого судна. Например, если выйдет из строя опреснитель, электрогидравлический привод кран-балки или кондиционер, вряд ли это создаст угрозу для жизни. Или, если вы захотите подать мартини, а генератор льда вдруг откажется работать, вряд ли это поставит вас в тупик. Возможно, самые важные в этом смысле опциональные приборы — это стабилизаторы, поскольку многие лодки полагаются на них при движении в шторм. Но даже если владельцы яхт безоговорочно им доверяют, всегда можно держать на борту простую альтернативу в виде самодельных забортных успокоителей качки (см. стр. 252).

С другой стороны, если в качестве главной функции стабилизаторов рассматривать повышение комфорта, то их временный выход из строя вряд ли доставит много проблем. Можно также привести противоположный аргумент: усложнение системы снижает риск критичной поломки. Согласно статистике, большинство технических проблем возникает из-за некачественного и грязного топлива. Не считая выхода из строя электрики, сейчас эта причина занимает второе место в списке наиболее частых неисправностей. Возможно, именно поэтому любители кругосветных путешествий из Nordhavn применяют намного более сложные топливные системы, чем конкуренты.

В них входят четыре автономных танка плюс отдельный дневной танк, система тонкой очистки и перекачки топлива, отдельные аналоговые приборы на танках и по два сменных топливных фильтра на каждый двигатель и генератор. Их топливные танки обычно сделаны так, что взрослый человек средних габаритов может открыть сервисный люк и забраться внутрь, чтобы провести ремонт. И если бы мне нужно было пересечь океан, то я бы выбрал лодку Nordhavn, несмотря на подобное усложнение.

Мораль такова: комплексные системы должны быть грамотно сконструированы, установлены экспертами в соответствии с рекомендациями производителя, а рядом должно быть достаточно места для сервисного доступа. Мы знаем, что не все системы соответствуют этим требованиям, но если все же это имеет место быть, то их сложность не станет причиной увеличения риска поломки.