Регата The Tall Ships’ Races 2012

8 октября в Санкт-Петербурге встречали парусник "Мир" и чествовали яхту «Акела» - учебные парусные суда морских ВУЗов представляли в этом году Россию на крупнейшей регате учебных парусников The Tall Ships’ Races 2012.

Парусник "Мир" и яхта "Акела" вошли в Неву 8 октября одним флотом - за навигацию 2012 года они вместе были в акватории многих стран и портов. В немецком Киле, французском Сен-Мало, португальском Лиссабоне и испанских Кадисе и Ла Корунье российский флаг несли рядом два гоночных судна, различающихся по размерениям почти в 10 раз, выступающих в разных классах, но и тот и другой парусник - многократные победители регат, серьезные соперники для всех конкурентов. Регата The Tall Ships’ Races 2012 состояла из 3 гонок и совместного плавания. "Мир" принял участие в двух гонках из трех, "Акела" прошла регату полностью и стала победителем в своём классе D (яхты с бермудским вооружением, несущие спиннакер).

MIR Akela 10 590Регата The Tall Ships’ Races 2012 в этом году проходила по сложному маршруту общей протяженностью более 2500 миль - от французского Сен-Мало до португальского Лиссабона, далее - испанские Кадис и Ла Корунья и завершающая гонка в ирландский Дублин. Два из трех гоночных стартов откладывались более чем на сутки из-за штормовой погоды. Яхты и парусники шли по дистанции зачастую со штормовым ветром. Регата 2012 года проверила экипажи на мастерство и умение ходить по открытому океану.

Всего в этом году в регате The Tall Ships' Races приняли участие более 60 парусников из 18 стран мира. Россию в регате представили быстрейший из российских учебных парусников - "Мир" (ГМА им.адм.С.О.Макарова) и две учебных яхты - "Акела" (СПГУВК) и "Звезда" (СПРЯК). "Мир" и «Звезда» приняли участие только в первой части регаты, до Ла Коруньи. «Мир» как всегда был одним из фаворитов флота в классе "А". В первой гонке, из Сен-Мало в Лиссабон, он был самым быстрым на дистанции и первым пересек финишную линию. Его главный соперник, польский парусник "Дар Млодзежи" финишировал на полчаса позже, но с учетом коэффициентов "Мир" оказался в своем классе на третьем месте, а "Дар" - на втором (выиграл первую гонку в классе "А" польский бриг "Фредерик Шопен"). Во второй гонке польскому паруснику удалось обогнать "Мир" на час с четвертью, и в результате "Дар Млодзежи" занял первое место в классе "А", но из-за небольшой разницы, после пересчета "Мир" оказался на четвертом месте, пропустив вперед "Европу" (Голландия) и "Фредерика Шопена". В третьей гонке "Мир" не участвовал.

В третьей, самой сложной гонке, российский флаг представляла только «Акела». В первой гонке "Акеле" присудили 2 место (на 1 месте - бельгийская яхта Miles to Go), во второй гонке "Акела" пришла с третьим результатом, после голландской "Урании" и литовской "Лиетувы". В третьей гонке "Акела" заняла второе место после английской "Gigi". Последняя гонка проходила в сложнейших условиях - старт гонки был отложен на сутки из-за штормового прогноза погоды, на дистанции парусные суда шли с ветром силой до 30 м/с и с волной до 8 м, которая приходила с разных направлений. Старпом яхты Анастасия Подобед: «в этой гонке порой мы шли со скоростью 10-11 узлов под одним гротом». По результатам всей регаты в классе А и в общем зачете победа досталась польскому бригу «Фредерик Шопен», в классе В победила английская шхуна «Йоханна Лукреция», в класса С - польская яхта «Дар Щецина». «Акела» заняла первое место в классе D.

7994139273 590Капитан "Акелы" Алексей Чегуров комментирует спортивную составляющую регаты: «В нашем классе D (бермудские яхты, несущие спинакер) в этом году очень высокая конкуренция, причем почти все наши соперники – экипажи военно-морских академий, в большинстве экипажей – сплошные парни, а у нас в этом году более 50% экипажа – девушки. В штормовых условиях, в которых мы гонялись в этом году, это особенно чувствуется. Но наша команда оказалась на высоте даже при таком «конкурентном преимуществе» соперников. Длинные переходы требовали тактических решений, тщательного анализа прогнозов погоды. В результате у нас получился классический дальний спортивный парусный поход».

За кормой яхты в этом году осталось более 6000 миль. В плавании, которое длилось три с половиной месяца, на борту прошли плавательную практику более 20 студентов СПГУВК. Экипаж принял участие в трех международных гонках и завоевал первое место в своем классе. Для «Акелы» это было юбилейное, пятнадцатое участие в регате The Tall Ships' Races (яхта принимала участие в этих гонках учебных парусных судов еще когда они назывались Cutty Sark). Почти с каждой из регат экипаж «Акелы» возвращался с кубками и призами, и часто – с наградами высшего достоинства. Переходящий серебряный кубок за первое место по итогам регаты в классе D "Акела" выигрывает во второй раз (в прошлый раз Кубок экипаж получил в 2006 году).

На причале в родном городе парусник и яхту встретили торжественно - оркестром и построением парадной колонны курсантов. Мореходов приветствовало руководство ВУЗов, администрация морского порта Санкт-Петербург и представители Морского совета. Одним из самых теплых эпизодов встречи парусников стало поздравление с юбилеем капитана-наставника парусника "Мир" Виктора Николаевича Антонова, который отметил свое 75-летие на паруснике, во время регаты.

150391 590В следующем году регата The Tall Ships’ Races пройдет по Балтике, по маршруту Орхус (Дания) - Хельсинки (Финляндия) - Рига (Латвия) - Щецин (Польша). Ещё через год учебные парусники могу посетить Сочи, олимпийскую столицу России - недавно стало известно о переговорах, которые планирует провести всемирная ассоциация учебных парусников Sail Training International с компанией "Совкомфлот" - об организации парусного мероприятия на Чёрном море в начале или в середине 2014 года.

Справка.

Яхта «Акела» (тип «цетус», длина 13,5 метров, тип парусного вооружения – бермудский шлюп) принадлежит Санкт-Петербургскому государственному университету водных коммуникаций. Основной экипаж яхты – капитан и помощники, сотрудники кафедры физ.воспитания СПГУВК, матросы, которые сменяются вовремя плавания – студенты университета.

Парусник "Мир" (тип парусного вооружения - "фрегат", длина 109 м) принадлежит Государственной морской академии им.адм.С.О.Макарова. На паруснике проходят плавательную практику курсанты Академии (в основном с судоводительского факультета).

Регата The Tall Ships’ Races - гонки учебных яхт и парусников, проводятся с 1956 года. Идеи этой регаты – личностный рост участников, которые проходят через испытание морем, и налаживание дружбы между молодежью разных стран. Суда, участвующие в гонках, делятся на 4 класса: класс А – прямопарусники и суда длиной более 40 метров, класс В – суда с гафельным вооружением, класс С – яхты с бермудским вооружением, не несущие спиннакер и класс D – бермудские яхты со спиннакером. В экипаже каждого судна должно быть более половины молодежи - людей в возрасте от 15 до 25 лет. В Россию, в Санкт-Петербург, регата заходила дважды - в 1996 и в 2009 году.

Злата Бредова, Sail-Training.Ru