Постановка стакселя

Иногда его ставят на месте, у причала, а иногда — на ходу, отойдя от причала под одним гротом или под мотором. Это зависит от направления ветра, и об этом у нас будет отдельный, подробный разговор. Но подготовка стакселя к постановке всегда делается еще у причала.

Действие первое: крепим галсовый угол к стаксель-галсу Чаще всего — это отверстие в оковке, закрепленной на палубе в самом носу. А в галсовом углу стакселя имеется мочка, обычно ее там оставляют и на снятом парусе.

Далее всю переднюю шкаторину крепят к форштагу, для этого на ней расположены ракс-карабины.
Их крепят, начиная с нижнего и до самого верхнего. А теперь вам надо достать стаксель шкоты из того места, где они у вас хря-нятся, закрепить их с помощью мочки или карабина к шкотовому углу стакселя и разнести их по палубе по обоим бортам снаружи или внутри вант (это зависит от конкретного вооружения), пропустить через кипы стаксель-шкотов (рис. 26) и вывести в кокпит. На концах стаксель-шкотов вяжется узел «восьмерка», чтобы при порывах ветра и на поворотах шкот не выхлестнулся из юшки. Кипы стаксель-шкотов, как правило, делаются подвижными (могут двигаться к носу и к корме). Их положение имеет важное значение для оптимальной формы, а значит, и для эффективной работы стакселя. Об этом будем говорить позже.

2012 10 30 001 2012 10 30 002
Стаксель-галс

Стаксель-шкот крепится за шкотовый
угол и проходит через блок-кипу

После этого фаловый угол стакселя крепится мочкой к стаксель-фалу который в стояночном положении крепится к обушку на мачте. Подняв стаксель с помощью стаксель-фала, натягивают (набивают) переднюю шкаторину Степень ее натяжения также определяется опытом, но натяг должен быть достаточно сильным, чтобы на ходу не было провисания передней шкаторины между ракс-карабинами. Здесь рекомендуется алгоритм: натяжение передней шкаторины примерно одинаково с натягом штага. Сравнить нетрудно, так как в большинстве стакселей через переднюю шкаторину протянут стальной трос. Складок по передней шкаторине быть не должно.

На многих современных яхтах (особенно на больших) на штаге крепится обтекатель, в нем есть ликпаз, тогда карабины не нужны, и передняя шкаторина втягивается ликтросом в ликпаз обтекателя. Набивать переднюю шкаторину вам придется и в этом случае. Для набивания ее на нормальных крейсерских яхтах также имеется лебедка с рукояткой. Из современных устройств на яхтах следует упомянуть о стаксельной закрутке — это устройство, с помощью которого вы можете намотать весь стаксель на штаг в виде узкого рулона. А иногда наматывают частично, уменьшая площаль стакселя.

Тренировки по постановке и уборке парусов проводятся с неопытной командой на яхте, стоящей у причала. Делается это столько раз, сколько нужно, чтобы команда выработала навыки и даже некоторый автоматизм в этих операциях. Причем делать это надо при разных направлениях и силе ветра. Грамотная команда сумеет убрать любой парус и поставить на ходу яхты, хотя при значительном усилении ветра эти операции связаны с трудностями, а в очень сильный ветер и опасны.

2012 10 30 003
Натягивание передней шкаторины:
а — передняя шкаторина недобита — она провисает между ракс-карабинами; б — стаксельная закрутка уменьшает площадь стакселя