Готовиться следует к любому плаванию — выходите ли вы на пару часов на свой водоем или собираетесь в дальнее плавание. Конечно, в зависимости от характера плавания, его целей и продолжительности, подготовка бывает разной. Но во всех случаях требуется полная проверка состояния матчасти — корпуса яхты, рангоута, такелажа и всего оборудования. Иначе — ждите неприятностей в плавании. Все замеченные недоделки и неисправности надо устранить до выхода, у берега. Делать это во время плавания будет или некогда или невозможно.
Особо тщательно готовят яхту при выходе в дальнее плавание, о такой подготовке мы с вами поговорим в конце этой книги.
Один практический совет: перед выходом в любое плавание в первую очередь обязательно проверяйте все крепления стоячего такелажа — талрепы, мочки, карабины, всякие скобы и оковки. В случае самопроизвольной отдачи какого-либо крепления на ходу под парусами вас могут ожидать крупные неприятности, вроде поломки мачты.
Обычно яхты (частные или иной формы собственности), базируются в каком-либо яхт-клубе или на стоянке. Во всех случаях там существует клубный или стояночный вахтенный журнал, в котором капитан или лицо, его заменяющее, обязан сделать запись о выходе яхты. Пометку о прибытии яхты сделает вахтенный или дежурный по яхт-клубу, стоянке.
Важное значение имеет загрузка яхты перед плаванием. Ну, во-первых, никогда нельзя перегружать яхту, как людьми, так и грузами — это всегда чревато опасностью, иногда смертельной. При перегрузке центр тяжести перемещается слишком высоко, а кроме того, она отрицательно влияет на мореходные качества яхты: остойчивость, плавучесть и управляемость, не говоря уже о скорости. В разные годы в Москве и других городах затонуло несколько яхт, перегруженных людьми, причем, это были и швертботы и килевые яхты.
Важнейшая часть подготовки к выходу яхты — это подготовка экипажа. Две или три полноценных вахты с квалифицированными вахтенными начальниками — обязательны для крейсерского плавания.
Любой член экипажа, несущий самостоятельную вахту, обязан уметь управлять яхтой, разбираться в обстановке, работать с картами. Ну и один—три матроса также должны быть в каждой вахте для работы с парусами.
В «Правилах классификации» указано, какой экипаж должна иметь та или иная яхта. Но частенько нам приходится выходить из нашего яхт-клуба, со стоянки с экипажем меньшим или большим нормы. Тут капитан должен решить, что в данном случае будет разумно и безопасно. Например, я иногда выхожу в одиночку. Следует при этом иметь в виду состояние и прогноз погоды, а также свое собственное состояние.
В процессе подготовки к плаванию капитан выясняет знания и способности каждого члена экипажа. В зависимости от этого он наделяет каждого определенными обязанностями.
Кроме того, на яхте составляются расписания. Расписание — это документ, в котором расписано кто и что должен делать при тех или иных ситуациях или маневрах.
Расписания бывают:
— по заведываниям;
— по приборкам;
— по постановке и уборке парусов;
— по постановке на якорь и снятию с него;
— по тревоге «Человек за бортом!»;
— аварийные расписания («пробоина в корпусе», «пожар на яхте» и др.).
Все члены экипажа обязаны досконально знать свои обязанности по расписаниям. Для этого они должны их изучить, а капитан должен провести перед выходом в плавание несколько тренировок по расписаниям.
Пассажиры
Очень часто на тренировки и на прогулки мы берем на яхту людей, не являющихся членами команды и не владеющих навыками работы на яхте. Пассажиры должны быть еще на берегу предупреждены о тех опасностях, с которыми связано хождение на яхте, об обязательном вьшолнении указаний капитана, а также о том, что можно и что нельзя пассажирам делать на яхте во время ее движения.
Если на яхту берут детей «несознательного» возраста, то к каждому ребенку должен быть прикреплен взрослый, который от начала до конца плавания обязан постоянно следить за ним. Взрослый отвечает за ребенка, но только перед капитаном, а перед всем миром и перед законом — один капитан.