Олег Ильин: обзор главных вопросов на итоговом заседании ИСАФ

С 1 по 10 ноября 2012 года в Дублине (Ирландия) пройдет Генеральная Ассамблея ИСАФ. Десять дней в холодной Ирландии, обещают быть жаркими. В Северном Дублине, городке Дан Лири, соберется около тысячи яхтсменов, тренеров, судей менеджеров и ilin2 240политиков от спорта с тем, чтобы попытаться определить лицо парусного спорта на два ближайших олимпийских цикла. Национальные Федерации и Ассоциации классов планируют внести 130 предложений для обсуждения и принятия решения. Подробнее здесь.

Можно попытаться выделить несколько главных, наиболее спорных проблем. Они же представляют наибольшую важность для Российского парусного спорта.

Парусные доски или Кайты? К числу наиболее острых вопросов, относится решение принятое в мае этого года (Стреса, Италия) по замене в программе Олимпиады-2016 парусных досок (класс RS:X) на кайты, как в мужском, так и женском разрядах.

На майском Заседании ИСАФ кайты получили преимущество в два голоса: 19 против 17 голосов за виндсерфинг. Этот результат оказался совершенно неожиданным для большинства продвинутых в парусном отношении национальных федераций. Более тридцати национальных федераций направили в Секретариат ИСАФ свои официальные предложения (submissions) с просьбой о пересмотре майских решений и возврате в Олимпийскую программу парусных досок. Среди них Англия, Голландия, Испания, Италия, Польша, Франция, Япония. К кампании подключились самые именитые досочники, такие как Барбара Кендал (Новая Зеландия) - Олимпийская чемпионка, а в настоящее время член Международного Олимпийского Комитета.

Стоит отметить, что ВФПС в мае 2012 голосовала за сохранение парусной доски RS:X в олимпийской программе.

Как же быть дальше? Ведь в данный момент программа Олимпиады 2016 года в Рио де Жанейро полностью укомплектована по дисциплинам (гонки флота), номерам (events) и оборудованию (классы яхт). Регламент ИСАФ (ст.21.3(с) предусматривает принятие окончательного решения на заседании «… не позднее ноября за четыре года до Олимпийских Игр». Иными словами, есть еще шанс внести последние коррективы в программу Олимпиады 2016 в этом ноябре. Однако чтобы изменить принятые ранее решения, потребуется 75% голосов от общего числа голосующих членов Совета ИСАФ (27 из 36 голосов). Только если такое число голосов будет набрано, Совет вновь откроет дискуссию по вопросу о парусных досках и кайтах. Далее для принятия нового решения потребуется более половины голосов членов Совета (см. Регламент ИСАФ, Ст. 23.1.7).

Проблема теперь заключается в том, что из общего числа стран, добивающихся пересмотра, только 8-10 имеют своего представителя в Совете, что явно недостаточно для начала обсуждения вопроса. В то же время в ходе предварительных переговоров и на самом заседании Совета обстановка может кардинально измениться и необходимое число голосов будет набрано. Такое бывало и прежде. Дважды исключался из Олимпийской программы и восстанавливался старейший класс «Звездный», исключались и вновь вводились матчевые гонки.

И все же неправильно ставить вопрос так: кто лучше, парусные доски или кайты? О преимуществах кайтов в плане привлекательности для СМИ, доступности в понимании спортивного действа, зрелищности, говорится много и справедливо. Международная Ассоциация кайтбординга в течение последних двух лет проделала громадную работу по организации класса, имея в виду систему соревнований, зачеты, форматы (дистанции, формулы проведения) и т.д. В то же время, это самая молодая дисциплина в парусном спорте, и все здесь в процессе строительства. Так, первые правила проведения соревнования в кайтах появятся впервые только в новой Книге ППГ на 2013-2016 гг. И нет сомнений в том, что эти правила будут постоянно изменяться и совершенствоваться по крайней мере в течение четырехлетнего олимпийского цикла. Есть и иные обстоятельства, на которые указывают противники кайтов. Так, женская часть этой дисциплины развита крайне слабо. Из 260 участников чемпионата мира этого года женщины составили едва 15%.

Говорить о преимуществах парусных досок, как Олимпийской дисциплины, значит даром тратить время. Эти преимущества общеизвестны. Но главные причины, почему национальные федерации выступают за виндсерфинг, лежат в иной плоскости. Не секрет, что абсолютное большинство национальных федераций выживает только за счет участия в Олимпийских программах. Национальные Олимпийские Комитеты докладывают весомые суммы в бюджеты федераций. Но кто же будет тратить деньги на вид парусного спорта, который перестал быть Олимпийским?

Национальные федерации говорят: мы в течение многих олимпийских циклов на протяжении более двадцати лет вкладывали средства в развитие виндсерфинга: готовили спортсменов, тратились на подготовку тренеров, закупали материальную часть, оплачивали участие досочников в крупнейших международных регатах, включая Олимпиады. Что же теперь, все начинать сначала?

Добавьте к этому, что первый и главный отбор на Олимпиаду состоится меньше чем через два года - в 2014 году (Сантандер, Испания). У большинства национальных федераций просто-напросто не хватит ни времени, ни средств развернуть новую программу. Серьезные доводы.

Увы. И доски не без греха. Вдруг выясняется, что международную ассоциацию класса RS:X… приватизировали ее руководители. Явный крен в сторону монополизации не заставил себя ждать. Недавно ведущие досочники-олимпийцы обратились в Ассоциацию и к производителям класса с серьезными претензиями. «Самый монотипный» класс RS:X давно утратил эту свою монотипность: качество досок резко снизилось, не выдерживаются допуски по весу и даже форме корпуса снаряда. Спортсмены настоятельно требуют снизить вес доски хотя бы на пару килограмм. К сожалению, законные претензии спортсменов не были услышаны.

Нам осталось озвучить позицию Всероссийской Федерации парусного спорта. При всем уважении к российским приверженцам кайтбординга, Президиум ВФПС считает, что их олимпийское время еще не пришло. Если дело дойдет до голосования на Совете ИСАФ, мы, как и прежде, отдадим свой голос за сохранение виндсерфинга (RS:X) в Олимпийской программе 2016 года.

Базовые классы или что такое “core events”? Как известно, совершенству нет предела, дисциплины и классы яхт можно менять без конца в погоне за место под солнцем - место в семье олимпийских видов спорта, признанных МОКом. Но как же быть с теми яхтсменами-гонщиками, которые выступают на традиционных  швертботах одиночках и двойках? А это ведь тысячи молодых людей, преданных парусному спорту. Они тратят время, силы, свои деньги, участвуя в программах олимпийской подготовки. Они заслуживают быть услышанными, а их классы получить защиту.

Вот почему встал вопрос о том, чтобы утвердить отдельные номера программы и, соответственно, классы яхт в качестве долгосрочной программы. “Core events” можно перевести как «базовые» номера программы (классы), с тем, чтобы закрепить за ними место в Олимпийской программе по крайней мере на два олимпийских цикла вперед. На этот раз с такой инициативой выступили Ассоциации классов  Лазер, 470 и, конечно, класс Финн.

ILCA - международная ассоциация, объединяющая семейство Лазеров. По числу вымпелов Лазеры уступают только Оптимистам. Ну а если взять олимпийских парусных чемпионов – одиночников, то вряд  вы найдете кого-то, кто не прошел школу Лазера. Этот класс заслуживает особого отношения именно как базовый, имея в виду всю систему мирового парусного спорта.

С появлением новейших скоростных снарядов семейства 49-х возникли разговоры: вот, теперь у нас есть современная двойка, так может быть отказаться от семидесяток? Ведь класс 470 в Программе десять олимпийских циклов подряд! Думаю, это неправильный подход. Жизнеспособность класса постоянно доказывается участием в чемпионатах мира спортсменов десятков стран. Бывая на главных соревнованиях этого класса, я не раз убеждался в том, что и сегодня 470 вполне современный, высоко спортивный снаряд. Так, на Объединенном чемпионате мира ИСАФ в 2007 году семидесятки регулярно отправляли на самую удаленную, самую суровую дистанцию. И что же? При ветре более 30 узлов (до 18 м/сек) семидесятчики прекрасно справлялись с маргинальными условиями. А спинакер не ставили разве уж совсем замыкающие две-три лодки. Истинное  эстетическое  удовольствие доставляло наблюдение за одновременно легкими и мощными глиссадами семидесяток на трехметровой волне.

Ну и наконец, но не в последних, надо сказать о ветеране Олимпийских парусных регат - о классе Финн. Кто только не пытался выпихнуть Финны из Олимпийской программы! Но нет, жив класс и не намерен уходить со сцены. У него свое, заслуженное место. И не только потому, что он открывает возможность бороться за олимпийские награды тем яхтсменам, чей рост и вес не позволил бы им рассчитывать на успех в более легких лодках. Финн по своей сути тоже базовый класс. Возьмите список участников Олимпиады-2012 в Веймуте в классе Звездный: Я. Перси, А.Симпсон, М.Кушнеревич, Э. Папатоносиу, и наконец новый Олимпийский чемпион Ф.Лёф - что за имена! Известные всему парусному миру, и все в недавнем прошлом финнисты, чемпионы и призеры Олимпиад, чемпионатов мира и Европы в этом классе.

Вот, коротко говоря, наши аргументы в пользу того, чтобы занести эти классы в число «core events». Такова позиция и нашей федерации. Но не стоит думать, что все обстоит так просто. Определение базовых классов- это сложная процедура. Прежде всего, в число базовых может быть зачислено не более 8 из 10 номеров Олимпийской программы. Как бы два остальных номера остаются на развитие, на эксперимент.

Первый шаг – это определение номера программы, например «Мужской швертбот (dinghy) –одиночка» или «Женский швертбот-двойка». Только определив номера программы в качестве базовых, можно приступать к выбору конкретного класса парусного судна. В каждом случае для положительного решения требуется набрать две трети голосов членов Совета ИСАФ. Голосование проводится пошагово - каждый этап определения номера-класса голосуется отдельно. Непростая задача! И тем более трудно сейчас давать прогноз. Ведь столько раз Совет ИСАФ принимал такие решения, что потом сам удивлялся - и как это могло случиться!

Одно можно сказать с уверенностью: мы, представители ВФПС, сделаем все возможное, чтобы защитить позиции трех названных выше классов, как самых традиционных и популярных в системе нашего, Российского парусного спорта.

Кто займет место у штурвала? Еще одно событие произойдет в заключительной части сессии ИСАФ - событие, которое интересует всех без исключения. В этом году заканчиваются полномочия Исполкома ИСАФ. Большинство его членов исчерпали положенные два срока по четыре года. А это означает что будет избран новый Президент ИСАФ и семь Вице-президентов. На пост Президента ИСАФ претендуют три кандидата.

Дэвид Келлетт из Австралии, опытный яхтсмен и строитель парусных центров. Он неоднократный участник знаменитой регаты Сидней-Хобарт. А если вам доведется попасть в величественный Олимпийский центр в Чиндао, знайте, что Дэвид курировал его проектирование, строительство и отладку инфраструктуры. Дэвид провел в ИСАФ долгие годы. Сможет ли он в качестве Президента сбросить груз прошлых лет и увидеть проблемы свежим взглядом? Этот вопрос задают себе делегаты Генеральной Ассамблеи.

Эрик Тулла, из маленького островного государства Пуэрто Рико, на самом деле представляет огромный мир Карибов, а также Мексику и большинство стран Южной Америки. Он также опытный яхтсмен, постоянный участник крейсерских регат, международный судья. По профессии он юрист, причем специалист с международным авторитетом. Очевидно это способствовало тому, что его кандидатуру выдвинули 43 национальных Федерации. Внимательно приглядываются к нему делегаты - сможет ли Эрик с необходимой энергией взяться за перестройку ИСАФ?

Карло Кроче можно сказать родился на борту яхты. Сын знаменитого Бепе Кроче, Президента Парусной федерации (ИЯРУ), в 70-е годы прошлого века, Карло, пожалуй, наиболее близок к спортивным проблем парусного Олимпизма. Сам участник двух Олимпиад, он в дальнейшем использовал этот свой опыт, занимаясь спортивным менеджментом. Последние годы на посту президента Итальянской Федерации Карло делом доказывает свою состоятельность в качестве крупного спортивного деятеля. Ни для кого не секрет, что Кроче обладает множеством деловых и дружеских связей на самом верху мира Олимпийского спорта. Поможет ли ему это на выборах?

В Исполком ИСАФ помимо Президента входят также семь Вице-президентов. Из этого числа два места зарезервировано для представительниц прекрасного пола. Можно с уверенностью сказать. что одной из них будет Назли Имре, президент парусной федерации Турции. Вклад Назли трудно переоценить: благодаря ее усилиям ежегодно в Турции проходят чемпионаты мира и Европы, для взрослых и юношей, проводятся всемирно известные регаты, проходят семинары и клиники для судей и тренеров. Оставшееся место достанется либо Адриенне Гринвуд из Новой Зеландии или Марселине Босде Кёниг из Голландии. На стороне одной - громадный опыт организатора соревнований вплоть до Кубка Америки, а также знание всех «коридоров» ИСАФ. На стороне другой - молодость, оптимизм и популярность среди молодой части ИСАФ.

На пять «мужских» мест подали заявки одиннадцать претендентов из десяти стран. Большинство из них провели многие годы в ИСАФ, достаточно хорошо известны делегатам, и у каждого есть своя изюминка. Но, как говорится, автобус не резиновый, кому-то придется остаться за бортом. На сайте ИСАФ опубликованы подробнейшие сведения о каждом из кандидатов, приглашаем заглянуть туда всех, кому это интересно.

Ну и в заключении, необходимо сказать, что ИСАФ - это прежде  всего не Исполком, не начальство. Это около трех десятков комитетов и комиссий, в которые входят самые опытные специалисты по всем сторонам парусного спорта. Медленно, но неуклонно и мы, россияне, расширяем свое представительство в рабочих органах ИСАФ. Сейчас от нас четыре специалиста трудятся в Совете, Комитете Спортпрограмм, Комитете матчевых гонок и Мирового рейтинга, в Конституционном Комитете.

Президиум утвердил список номинантов в структуры ИСАФ от ВФПС  в количестве 11 человек. Список номинантов прилагается. Если подходить реалистически, то можно рассчитывать на шесть-семь мест, что уже будет хорошим прогрессом. (Заметим в скобках, что членство и работа в ИСАФ - дело сугубо общественное, никаких материальных благ члены ИСАФ не получают). Высоки шансы быть избранными и у наших представителей паралимпизма. Мы очень рассчитываем на то, что один или даже два члена нашей паралимпийской сборной будут избраны в Комиссию Инвалидного Парусного Спорта ИСАФ.

Председатель Международного Комитета ВФПС – Олег Ильин