Непростая буксировка.

Поход на форты 55-футовой яхты не предвещал для ее владельца никаких сложностей, даже несмотря на сильный ветер и приличный накат. На судне, кроме владельца, были двое его гостей, ступившие на борт яхты впервые. Минут через сорок после выхода из яхт-клуба, уже посреди Невской губы, один за другим встали оба двигателя, а чуть погодя — и генератор (в топливе оказалась вода). Ветер быстро развернул яхту лагом к волне и принялся немилосердно ее валять, так что перемещаться по лодке мог только владелец, а гостей быстренько сморила морская болезнь. Попытки запустить двигатели после очистки фильтров дали только кратковременный результат: пять минут поработав, моторы дружно заглохли. У владельца яхты телефон был под рукой, и спустя несколько 11-2минут после звонка мы вышли на Meridian 391 на помощь бедующей яхте. Я запрыгнул на борт в последний момент, еще не зная, что нам предстоит делать.

Волна была приличная и на редкость длинная, что не вполне характерно для Невской губы. Предполагая возможную буксировку, по пути мы пересчитали все веревки на борту у себя и у потерпевших (опрос по телефону) и пришли к выводу, что их должно хватить с запасом. Вроде бы обычная задача, но что-то подсказывало, что мы изрядно помучаемся.

Высота волны в точке рандеву уже заметно превышала метр, и если подойти к аварийной яхте и завести буксир нам в результате удалось без особых проблем, то с самой буксировкой они, похоже, намечались. Буксировка по волне лодки, чье водоизмещение вдвое больше нашего, грозило приличными рывками, а швартовные утки у Meridian 391 не вызывали никакого доверия. Проблему с утками решили так: закрепили наш конец буксира у якорной лебедки в носу и провели канат вдоль борта до самой кормы, делая по шлагу вокруг каждой утки, тем самым максимально распределив нагрузку. Буксир собрали максимально возможной длины и не спеша увалились под волну.

Первые пять минут все шло неплохо, но как мы ни аккуратничали, на первой же противофазе волн буксир лопнул, едва не разбив дверь в наш кокпит. Мы заводили буксир еще дважды — и дважды он рвался. Дверь мы прикрыли матрасом для загорания, снятым с флайбриджа, и по крайней мере хоть это нас не тревожило. Идти дальше в таком режиме было уже нереально: буксир с каждым разом становился все короче, к тому же впереди находился Петровский фарватер, а там наши манипуляции с буксиром мало кому пришлись бы по нраву.

Мы прекрасно понимали это и крепко задумались: что делать дальше?
Здравый смысл подсказывал, что надо задемпфировать буксир чем-то тяжелым. Но это в учебниках все выглядит простым и понятным, а попробуйте сделать описанное на приличной волне, да еще при отсутствии подручных средств. Тут на волне передать веревку — занятие не самое легкое, а как закрепить груз посередине буксира, которого к тому же еще и нет? Вот это занятие!
Но, как говорится, голь на выдумку хитра. Сорок метров якорной цепи с якорем тоже чего-то стоят и весят, и мы попросили завести буксирный канат прямо за якорь аварийной яхты, после чего скомандовали потравить якорь метров на двадцать и... неспешно пошли по волне, ни разу не набив буксир в струну. А на подходе к клубу якорной лебедкой вполне эффективно регулировали длину буксира.

Вот так незатейливо мы вышли из не самой простой ситуации!

Motor Boat & Yachting Russia