Постановка грота

начинается с того, что его нижняя шка-торина, обликованная ликтросом, протягивается в ликпаз гика. Грот вставляется в ликпаз шкотовым углом со стороны пятки гика, т. е. от мачты. Далее один матрос тянет за шкотовый угол в сторону нока гика, а второй направляет шкаторину в ликпаз. Если в какой-то момент ликтрос не будет входить в ликпаз, не надо применять силу, вы можете порвать парус, хоть он и сшит из прочной ткани. Разберитесь, выясните причину задержки, устраните ее, а потом продолжайте.
2012 10 20 02

Натяжение нижней шкаторины грота в ликпазе гика

Когда вся нижняя шкаторина продета в ликпаз, крепят нижние углы паруса. Галсовый угол крепят в галсе. Галсы бывают разного устройства.
Шкотовый угол оттягивают назад с помощью грота-шкота, его иногда называют оттяжкой нижней шкаторины. Натяжение нижней шкаторины зависит от силы ветра в соответствии с правилом: чем сильнее ветер, тем сильнее натягивают нижнюю шкаторину, а также от формы паруса, его изношенности. Точного рецепта в цифрах я вам дать не могу -эта величина определяется опытным путем.
2012 10 20 03

Грот со свободной нижней шкаториной

Иногда гроты делаются со свободной нижней шкаториной. У такого грота ликтрос не пропускается в ликпаз гика, а крепятся только галсовый и шкотовый углы.
Далее к грота-фалу крепят мочкой фаловый угол грота.

Передняя шкаторина грота, также обликованная ликтросом, пройдет у вас через ликпаз в мачте. Крепления передней шкаторины могут быть разные: ликтрос в ликпаз, ползуны, а на старых яхтах — сегарсы или шнуровка, на современных яхтах это не применяется.
К этому времени вы можете уже приступить к подьему грота. Здесь одновременно производятся три действия: один матрос выбирает грота-фал, второй направляет шкаторину либо ползуны в ликпаз мачты, а третий по мере подъема грота вставляет латы в латкарманы. Но латы можно вставить и до подъема грота, когда он еще лежит на палубе. На некоторых яхтах латы делаются сквозными.

Натяжение передней шкаторины обеспечивается выборкой грота-фала, который затем набрасывается на лебедку и набивается (натягивается) с помощью рукоятки.
А насколько сильно набивать? Опять же, это вопрос опыта, но грубый алгоритм такой же: ветер сильнее, набивают шкаторину сильнее и наоборот. Передняя шкаторина набивается туже, чем нижняя.
Грот поставлен. Грота-фал закрепляется на утке, и вы должны сразу же собрать свободный конец грота-фала в бухту и подвесить ее на ту же утку. Регулировку грота целесообразнее производить уже на ходу яхты, в зависимости от силы и направления ветра.

2012 10 20 04

Грот поднимается с помощью лебедки

 

2012 10 20 05

Крепление передней

шкаторины грота к мачте ликтросом

Крепление передней шкаторины

грота к мачте ползунами

Практический совет:

Перед началом постановки грота приподнимите гик с помощью топенанта (а если топенанта у вас нет, гик можно приподнять рукой) — вам легче будет набить переднюю шкаторину. А когда грот поставлен и фал набит до нужного и закреплен, топенант надо потравить, дать ему некоторую слабину, чтобы он не ограничивал движения гика.