Случай 38

Международные правила предупреждения столкновений судов в море

Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС) направлены на обеспечение безопасности судов в море путем предотвращения ситуаций, которые могли бы привести к столкновению. Когда правила расхождения по МППСС заменяют правила Части 2, они эффективно запрещают яхте, имеющей право дороги, изменять курс по направлению к яхте, обязанной сторониться, если она находится близко от этой яхты.

Установленные факты

Около 00.30 яхты L и W шли курсом фордевинд правого галса параллельно друг другу на расстоянии в две длины корпуса. W была на ветру и чисто позади L и постепенно приближалась к ней.

Согласно гоночной инструкции, от захода и до восхода солнца действовали правила расхождения по МППСС, заменяя Часть 2 ППГ. L изменила курс вправо, заставив W ответить, чтобы избежать столкновения. W подала протест на том основании, что «приведение ночью запрещено». Протестовый комитет поддержал протест на основании правила 17 из Раздела II Части В МППСС. L подала апелляцию, полагая, что протестовый комитет неправильно применил указанное правило МППСС.

Решение

Правило 13(a) МППСС гласит: «...каждое судно, обгоняющее другое, должно держаться в стороне от пути обгоняемого судна», а в правиле 13(b) сказано: «Судно считается обгоняющим другое судно, когда оно подходит к нему с направления более 22.5 градуса позади траверза последнего, т.е. когда обгоняющее судно находится в таком положении по отношению к обгоняемому, что ночью обгоняющее судно может видеть только кормовой огонь обгоняемого судна и не может видеть ни один из его бортовых огней»*.

В описанной ситуации W была обгоняющим судном. В правиле 13(d) сказано: «Никакое последующее изменение во взаимном положении двух судов не может... освободить обгоняющее судно от обязанности держаться в стороне от обгоняемого судна до тех пор, пока последнее не будет окончательно пройдено и оставлено позади». Обгоняемое судно, в данном случае L, имеет обязанности по отношению к обгоняющему судну. Они указаны в правиле 17 МППСС. Например: «Когда одно из двух судов должно уступить дорогу другому, то это другое судно должно сохранять курс и скорость». Этим правилом запрещается маневр, известный в гонках как «лувинг», пока яхты настолько близки, что приведение L заставляет W изменить курс, чтобы избежать касания. Следовательно, апелляция L отклоняется, и решение протестового комитета о наказании L поддержано.

CYA, 1976


* Здесь процитирован русский перевод МППСС-72 издания Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны Союза ССР, 1973 г.